РАДЖА ДЖАНАКА

10 000-16 000 до н.э. Индия

Шри Матаджи рассказала чудесную историю о Раджа Джанаке.

Короля Джанаку называли все «Видеха» (прим. Святой). Великий мудрец Нарада спросил его однажды: «Достопочтенный Сэр, ты живешь в этом дольном мире, а тебя называют видехой, как это возможно?»

«Это очень просто»,- сказал Раджа Джанака, - «Я тебе отвечу на этот вопрос вечером, а сейчас окажи мне небольшую услугу. Возьми вот эту крынку молока и следуй за мной, стараясь не расплескать ни капли, а потом я тебе скажу, почему меня называют видехой».

Нарада взял крынку и ходил с ней повсюду за Джанакой. Ему в самом деле пришлось носить очень осторожно, так как была заполнена до краев и от малейшего неосторожного движения молоко могло пролиться. Он сильно устал. Вечером, когда пришло время отдыха, Нарада попросил Джанаку: «Пожалуйста, скажи мне теперь. Мне надоело носить эту крынку и ходить везде за тобой». Раджа Джанака сказал: «Прежде расскажи мне, что ты видел». «Ничего, кроме этой крынки молока, потому что боялся его пролить»- ответил Нарада.

-         «Разве ты не видел большой процессии в мою честь и как люди танцевали во дворе? Ты в самом деле ничего не видел?»

-         «Нет, Сэр, я не видел ничего».

-         «Дитя моё, также и я ничего не вижу. Я все время слежу за своим вниманием. Куда оно уходит? Делаю все, чтобы не расплескать его как молоко.

Шри Матаджи сказала следующее о читта-ниродхе: «Такого внимания можно добиться наблюдением за своим вниманием. Ниродх означает «экономия своего внимания». Ваше внимание не должно быть на экономии денег или сбережении земных вещей; должно экономиться само внимание. Как вы следите за своими деньгами, как следите за дорогой, когда ведете машину, как следите за развитием своего ребенка, как следите за красотой своей жены или проявлением заботы своего мужа, аналогичным образом, но с преумноженным усилием, вы должны следить за собой, следить за своим вниманием».

И есть интересная притча из <Махабхараты>. К царю Джанаке: тому самому,
кто прекратил голод в стране и воспитал Ситу, - как-то в гости пришла
отшельница, привлеченная славой его мудрости. Захотев испытать, правда ли
то, что о нем говорят, она, как говорит предание, проникла в его существо и
связала его узами йоги. В ответ Раджа Джанака, охватив ее силу своей и
отложив в сторону свой зонт - символ царской власти, чтобы воздать ей
уважение, сказал: <Что же ты делаешь? Во-первых я кшатрий, а ты, судя по
всему брахманка - и ты производишь смешение варн. Во-вторых, ты уже живешь,
как монахиня, я же еще домохозяин - и ты смешиваешь ступени жизни.
В-третьих, может быть, где-нибудь твой муж еще жив, а сказано: <Не входи к
супруге другого>. Силой йоги - смесью амриты, и яда - ты действуешь по
неведению или ради пустознайства: будь же мудрой, соблюдая закон!>.
Отшельница тоже отложила свой трезубец и ответила: <Видно не столь ты мудр,
как идет о тебе слава. Чувства (индрии) слипаются между собой, как дерево и
лак, но не сливаются по сути и не познают себя сами: что праведно и что нет,
решает свойство разум (будхи). Некоторые видят причину в природе (пракрити),
но надо искать в себе единую душу (Атман): если говорить, это мое, а это
нет>, то где же тут освобождение? Если бы я вошла в пустоту, кому бы это
повредило? Как не увлажняет роса лепестков лотоса, так и я тебя не
коснулась. У меня нет привязанности к собственному телу, зачем мне чужое?
Как в пустом доме проводит ночь нищий странник, я переночую в твоем теле и
назавтра уйду, довольная твоим уважение и гостеприимством.

В начало                 Назад

 

Hosted by uCoz