Покровитель С.-Петербурга Святой Андрей ПервозванныйОн был одним из двенадцати апостолов Христа (апостол - с греч, «посланник», ученик, посланный в мир Христом). Согласно Евангелию от Иоанна, Андрей сначала был учеником Иоанна Крестителя, слушал его пророчество о готовящемся приходе Сына Божьего на землю, пока тот не указал ему. на Христа: «вот Агнец Божий». Андрей с другим учеником Крестителя пошли за Иисусом и стали слушать его речи. Андреи первым и последовал за Христом. Именно потому, что Андрей был первым по времени апостолом Христа, нарекли его Первозванным. Андрею выпал жребий отправиться в Скифию - в те времена так назывались обширные пространства на северных берегах Поста Эвксинского (Черного моря), вокруг Меотиды (моря Азовского), по реке Танаис (Дону), в Крыму. Он проповедовал также на Кавказе и в Закаспии, вплоть до Туркестана, в Малой Азии. Согласно первоначальной русской летописи, пути апостольские пересеклись с историческими судьбами Киевской Руси. В первой части «Повести временных лет», где излагаются события, предшествовавшие возникновению и возвышению Киева, рассказывается о приходе Андрея. «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь (так русские называли Херсонес - греческое поселение в Крыму), он узнал, что недалеко от Корсуни устье Днепра, и захотел отправиться в Рим и проплыл в устье днепровское и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром сказал бывшим с ним ученикам: «Видите горы эти! На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх». Ученые полагают, что рассказ этот имел целью подчеркнуть: Русь независимо от Византии приобщилась к христианству: дескать, еще задолго до того, как произошло крещение Руси, учение Христа проникло сюда вместе с его первым апостолом. Когда Андрей поднялся по Днепру и Ловоти, он попал к великому озеру Ильменю, оттуда - по великой реке Волхову достиг великого и славного Новгорода. Затем по Волхову спустился далее на север и в месте, отдаленном от Новгорода на шестьдесят поприщ, водрузил в землю свой жезл, отчего место это прозвалось Грузино. Здесь-то, когда «по пророчеству святого апостола Андрея просветлилась великая Россия», был поставлен во имя Андрея храм, а в нем «положено бесценное сокровище -много целебный святого жезл». Вокруг жезла происходили чудеса; верующие благоговейно целовали его и читали надпись на нем: «Если кто дерзнет вынести жезл этот из храма, тот анафеме будет предан». Множество раз храм святой сгорал, но жезл молитвами святого оставался целым, поддерживаясь неведомой силой в воздухе, и затем водружался на другом месте. Когда же один архиерей вздумал украсить жезл золотом, святой этого не позволил. Никто не знал, из какого дерева жезл сделан и из каких стран оно было привезено, - только оно не портится и «до днесь» невредимым пребывает. Легенду о приходе Андрея на Русь всегда свято помнили и хранили. Вновь политический смысл она приобрела в XVI веке: Иван Грозный доказывал папскому послу, что Русь получила христианскую веру не от греков, а от самого апостола Андрея, то есть «в то же самое время, как вы в Италии». Столетие спустя посол царя Алексея Михайловича старец Арсений Суханов то же самое доказывал грекам: «Веру вы изначала прияли от апостола Андрея, а мы такожде от апостола Андрея ». Обнаружилось на Руси еще и третье священное место, посещенное и благословленное Андреем: монахи на Валааме уверяли, что по пути к варягам апостол добрался до их острова и что основатели знаменитого монастыря на Валааме святые Сергий и Герман были его учениками. Судя по священным книгам, апостол Андрей завершил свой вояж, перебравшись во Фракию и Грецию -здесь апостола ждал жестокий конец: по приказу проконсула Ахеи его распяли на кресте в городе Патрахе. Год казни остался неизвестным. Впоследствии Церковь объявила днем мученической кончины Андрея 30 ноября (по старому стилю). К концу XVII века Андрей Первозванный вошел в символику государства, создававшегося Петром: Петр I в 1698 году ввел орден Андрея Первозванного, а в 1699-м - Андреевский флаг (на белом поле синий косой крест - считалось, что апостола распяли именно на косом кресте). Орден святого апостола Андрея Первозванного был первым орденом в российской истории. «Гроссмейстером Ордена на вечные времена» стал сам российский государь Петр Великий. Он сам «избирал в кавалеры» Ордена. Первым его кавалером стал генерала адмирал Ф. А. Головни (1699 год). Сам же Петр удостоен был Ордена как капитан бомбардирской роты за взятие шведских кораблей в устье Невы в 1703 году. Петр - шестой кавалер Ордена Андрея Первозванного (всего при Петре пожаловано высшей наградой России 24 подданных и 14 иностранцев). Знак кавалера Ордена носили на шее или у бедра, с левой стороны, на широкой голубой ленте через правое плечо. Девиз Ордена - «За веру и верность». Такова исторически и политически осмысленная на Руси судьба святого апостола Андрея Первозванного. Руками архангельских и вологодских вышивальщиц красными и черными нитками на белом полотне был запечатлен культ Великой богини — Богини земли, плодородия. Матери всего земного. Этому не следует удивляться. Отражаясь в устном народном творчестве и в декоративном искусстве,он часто является для нас «живой стариной», помогающей как-то заполнить огромные, из-за скудности сохранившихся памятников, пробелы в предыстории русского искусства. Итак, главной фигурой на узорных вышивках нашего Севера является женщина в широкой юбке колоколом, с поднятыми руками. В представлении древних художников, установивших канон изображения Великой Богини, оно неизменно сливалось с символами жизни и плодородия, например с деревом, цветами, солнцем и различными живыми существами. То голова Ее украшена венком из цветов или сияющими лучами, то в руках Она держит солнечные диски, то руки Ее постепенно переходят в молодое зеленеющее дерево или в туловище птицы. А по бокам Ее — два всадника, над которыми Она властвует, держа за поводья их коней. Это жрецы Богини, Ее служители и, по мнению некоторых исследователей, тоже боги — сам Перун и Стрибог (бог ветров). И вот этот образ, который почитался не только славянами, но и многими другими народами, образ женщины с поднятыми к небу руками, прообраз Богородицы Оранты, занявшей столь исключительное место в восточнохристианском и, в частности, в древнерусском искусстве, донесен в народном рукоделии почти до наших времен. Эта Богиня называлась у древних славян Берегиней, т. е. Землей, Житной Бабой, Роженицей. Древний культ природы, земли. Римский писатель Апулей вкладывал в уста Великой Богини такие слова: «Я — Природа, Мать всего сущего. Владычица стихий. Начало всех начал. Высшее Божество, Царица теней». «Мать сыра Земля!» Именно Ее сыновно чтили славяне в образе женщины с вознесенными руками.
|