«Какову он Россию свою сделал, такова и будет: сделал добрым любимую, любимая и будет, сделал врагам страшную, страшная и будет; сделал ее на весь мир славной, славная и быть не перестанет!» Речь архиепископа на отпевании Петра 1 Сергей ЕсенинПОСЛАНИЕ «ЕВАНГЕЛИСТУ» ДЕМЬЯНУ Я часто размышлял, за что Его казнили, За что Он жертвовал своею головой? За то ль, что, враг суббот, Он против всякой гнили Отважно поднял голос свой? За то ли, что в стране проконсула Пилата, Где культом Кесаря полны и свет, и тень, Он с кучкой рыбаков из бедных деревень За Кесарем признал лишь силу злата? За то ль, что разорвав на части лишь себя, Он к горю каждого был милосерд и чуток И всех благословлял, мучительно любя, И маленьких детей и грязных проституток? Не знаю я, Демьян, в «Евангелье» твоем Я не нашел ответа. В нем много бойких слов, Ох, как их много в нем, Но слова нет достойного поэта. Я не из тех, кто признает попов, Кто безотчетно верит в Бога, Кто лоб свой расшибить готов, Молясь у каждого церковного порога.Я не люблю религию раба, Покорного от века и до века, И вера у меня в чудесное слаба- Я верю в знание и силу человека. Я знаю, что, стремясь по чудному пути, Здесь, на земле, не расставаясь с телом, Не мы, так кто-нибудь ведь должен же дойти Воистину к божественным пределам. И все-таки, когда я в «Правде» прочитал Неправду о Христе блудливого Демьяна, Мне стыдно стало так, как будто я попал В блевотину, низверженную спьяна. Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос- Далекий миф. Мы это понимаем, Но все-таки нельзя, как годовалый пес, На все и вся захлебываться лаем. Христос- сын плотника- когда же был казнен, (Пусть это миф), но все ж, когда прохожий Спросил его: «Кто ты?» - Ему ответил Он: «Сын человеческий», а не сказал: «Сын Божий». Пусть миф Христос, как мифом был Сократ, И не было Его в стране Пилата, Так что ж, от этого и надобно подряд Плевать на все, что в человеке свято? Ты испытал, Демьян, всего один арест, И ты скулишь: «Ох, крест мне выпал лютый!» А что ж, когда б тебе голгофский дали б крест? Иль чашу с едкою цекутой,- Хватило б у тебя величья до конца В последний раз, по их примеру тоже Благословлять весь мир под тернием венца И о бессмертии учить на смертном ложе? Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил, Ты не задел его своим пером нимало Разбойник был. Иуда был. Тебя лишь только не хватало. Ты сгустки крови у креста Копнул ноздрей, как толстый боров. Ты только хрюкнул на Христа, Ефим Лакеевич Придворов. Но ты свершил двойной и тяжкий грех Своим дешевым балаганным вздором: Ты оскорбил поэтов вольный цех И скудный свой талант покрыл позором. Ведь там, за рубежом, прочтя твои «стихи», Небось злорадствуют российские кликуши: «Еще тарелочку Демьяновой ухи, Соседушка, мой свет, пожалуйста, откушай!» А русский мужичок, читая «Бедноту» Где образцовый блуд печатался дублетом, Еще отчаянней потянется к Христу, Тебе же мат пошлет при этом. Открытие этого стихотворения принадлежит петербургскому литературоведу Михаилу Эльзону, он приобрел в одном из букинистических магазинов ЕСЕНИНСКИЙ АВТОГРАФ «Послание «евангелисту» Демьяну». Эксперты Пушкинского Дома подтвердили: подлиник! О своей примечательной находке М.Д. Эльзон рассказал в журнале «Нева» N 10 за 1999. Поэма есть также в газете «Минуты века» N 1 за 2000 г. |