«Какову он Россию свою сделал, такова и будет: сделал добрым любимую, любимая и будет, сделал врагам страшную, страшная и будет; сделал ее на весь мир славной, славная и быть не перестанет!»

Речь архиепископа на отпевании Петра 1

Сергей Есенин

ПОСЛАНИЕ «ЕВАНГЕЛИСТУ» ДЕМЬЯНУ

Я часто размышлял, за что Его казнили,

За что Он жертвовал своею головой?

 За то ль, что, враг суббот,

 Он против всякой гнили

Отважно поднял голос свой?

За то ли, что в стране проконсула Пилата,

Где культом Кесаря полны и свет, и тень,

Он с кучкой рыбаков из бедных деревень

За Кесарем признал лишь силу злата?

За то ль, что разорвав на части лишь себя,

Он к горю каждого был милосерд и чуток

И всех благословлял, мучительно любя,

И маленьких детей и грязных проституток?

Не знаю я, Демьян, в «Евангелье» твоем

Я не нашел ответа.

В нем много бойких слов,

Ох, как их много в нем,

Но слова нет достойного поэта.

Я не из тех, кто признает попов,

Кто безотчетно верит в Бога,

Кто лоб свой расшибить готов,

Молясь у каждого церковного порога.Я не люблю религию раба,

Покорного от века и до века,

И вера у меня в чудесное слаба-

Я верю в знание и силу  человека.

Я знаю, что, стремясь по чудному пути,

Здесь, на земле, не расставаясь с телом,

Не мы, так кто-нибудь ведь должен же дойти

Воистину к божественным пределам.

И все-таки, когда я в «Правде» прочитал

Неправду о Христе блудливого Демьяна,

Мне стыдно стало так, как будто я попал

В блевотину, низверженную спьяна.

Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос-

Далекий миф. Мы это понимаем,

Но все-таки нельзя, как годовалый пес,

На все и вся захлебываться лаем.

Христос- сын плотника- когда же был казнен,

(Пусть это миф), но все ж, когда прохожий

Спросил его: «Кто ты?» - Ему ответил Он:

«Сын человеческий», а не сказал: «Сын Божий».

 Пусть миф Христос, как мифом был Сократ,

И не было Его в стране Пилата,

Так что ж, от этого и надобно подряд

Плевать на все, что в человеке свято?

Ты испытал, Демьян, всего один арест,

И ты скулишь: «Ох, крест мне выпал лютый!»

А что ж, когда б тебе голгофский дали б крест?

Иль чашу с едкою цекутой,-

Хватило б у тебя величья до конца

В последний раз, по их примеру тоже

Благословлять весь мир под тернием венца

И о бессмертии учить на смертном ложе?

Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,

Ты не задел его своим пером нимало

Разбойник был. Иуда был.

Тебя лишь только не хватало.

Ты сгустки крови у креста

Копнул ноздрей, как толстый боров.

Ты только хрюкнул на Христа,

Ефим Лакеевич Придворов.

Но ты свершил двойной и тяжкий грех

Своим дешевым балаганным вздором:

Ты оскорбил поэтов вольный цех

И скудный свой талант покрыл позором.

Ведь там, за рубежом, прочтя твои «стихи»,

Небось злорадствуют российские кликуши:

«Еще тарелочку Демьяновой ухи,

Соседушка, мой свет, пожалуйста, откушай!»

А русский мужичок, читая «Бедноту»

Где образцовый блуд печатался дублетом,

Еще отчаянней потянется к Христу,

Тебе же мат пошлет при этом.

Открытие этого стихотворения принадлежит петербургскому литературоведу Михаилу Эльзону, он приобрел в одном из букинистических магазинов ЕСЕНИНСКИЙ АВТОГРАФ «Послание «евангелисту» Демьяну». Эксперты Пушкинского Дома подтвердили: подлиник! О своей примечательной находке М.Д. Эльзон рассказал в журнале «Нева» N 10 за 1999. Поэма есть также в газете «Минуты века» N 1 за 2000 г.

 В начало           Назад

 

Hosted by uCoz